В 2014 году Светлана Николаевна опубликовала свою книгу «Семейная хроника Ягодиных. Шесть поколений». В 2024 году планирует выпустить вторую книгу.
ЦЫРК, БРОШЮРА, СТЕКЛЯНЫЙ
Разыскивая материалы о своем дедушке, поэте и переводчике Алексее Ягодине, Светлана Николаевна в Московским архиве нашла записки Алексея Николаевича, в которых он предлагал упростить русскую грамматику.
Расшифровать рукопись было непросто не только из-за плохого почерка лингвиста-революционера, но и потому что у него была своя орфография.
Тем не менее, одни предложения Алексея Ягодина уже воплощены в современной грамматике, а о том, чтобы были воплощены другие мечтают российские школьники. Например, отменить слова-исключения и писать: цЫрк, брошУра и стекляНый.
Не понимал Алексей Ягодин и написание слов заря, касаться и прочих чередований.
«НЕ ХОЧУ БЫТЬ БЕЗГРАМОТНЫМ, КАК ЧЕХОВ, ДОСТОЕВСКИЙ, ЛЕВ ТОЛСТОЙ, НЕ ГОВОРЯ УЖ О ПУШКИНЕ!»
«Камни… камни… Не только стилистические, но и грамматические, — писал Алексей Ягодин в своих записках о русской орфографии. — Я не хочу быть безграмотным, как Чехов, Достоевский, Лев Толстой, не говоря уж о Пушкине!»
Смелое заявление выпускника Московского Императорского Университета было сделано еще до войны, когда русская орфография просто кричала о необходимости упорядочения своих правил. Но почему великих писателей Алексей Ягодин обвиняет в безграмотности? Вот объяснения: «Толстой пишет «за панибрата», а надо «запанибрата» по грамматике Бархударова. Чехов пишет «Лизонька» — не знает, что это исключительное по написанию слово и пишется «Лизанька» (грамматика Шапиро, Ушакова). А Достоевский тоже хорош: «Соничка»!»
Как мы видим, современные правила написания в некоторых вопросах соглашались с предложениями Ягодина, и мы теперь спокойно пишем «Лизонька» и «Сонечка». Но вряд ли мы согласимся с Пушкиным, что слово «счастье» надо писать как «щастье», или с Блоком, который уверял, что слово «хлеб» без твердого знака на конце звучит не так вкусно.
Впрочем, были среди предложений Алексея Ягодина и несколько странные: например, отменить букву «э». Но это были идеи не любителя, а профессионала работы со словом.
ЗАБЫТЫЕ ПЬЕСЫ ЖДУТ СВОИХ ПОСТАНОВЩИКОВ
Первые пьесы ныне забытого драматурга и поэта увидели свет еще 1903 году. В драматическую трилогию «из древнего Рима» вошли пьесы «Друг Калигулы», «Певец Нерон», «Силий и Мессалина». Но после революции никого не интересовали страдания первых христиан и бесплодные попытки лучших представителей римской аристократии возродить дух великой империи.
Рукописи Алексея Николаевича, написанные в Боровске, после 2016 года его внучка Светлана передала в Главное архивное управление Москвы. В своих пьесах драматург показал рождение новых нравов. Это пьесы «Художник», «Блики Октября», «Персидская княжна». О мировой истории и культуре рассказывают пьесы «Распутин», «Горбун», «Японская сказка».
Великая Ермолова прочитав пьесу, присланную ей автором, ответила письмом, в котором выразила желание сыграть героиню и благодарила Алексея Ягодина за доставленное наслаждение от чтения его произведения, наполненного тонким пониманием психологии человека.
Но театральных подмостков пьесы не увидели, а сам Алексей Николаевич, сын бывшего крепостного, ставшего купцом 2 гильдии, очень любил театр и даже в преклонном возрасте принимал участие в художественной самодеятельности.
Алексей Ягодин выступал на сцене районного Дома культуры в спектакле «Борис Годунов» в роли Шуйского.
Об истории семьи Светланы Климовой читайте в газете «Вы и Мы».
Фото из семейного архива С. Климовой